Многие родители, осознав, что их ребенок зависим, пытаются «помочь» применяя репрессивные меры. Току ноль. Играя роль «спасателя», они сами подвергаются опасности, имя которой – созависимость. Это великолепно описано в так называемом треугольнике Карпмана-Берна. Если «кратко и понятно», то это особый тип отношений, своего рода симбиоз, в котором участвуют «спасатель», «жертва» и «тиран» (враг, агрессор). Реальность такова, они меняютсяролями, получая «удовольствие» от этого. Некоторые тешат самолюбие, иные – повышают свою самооценку. А «удовольствие» порождает зависимость, как мы уже знаем. Быть «спасателем» престижно, поэтому вовлечь его в треугольник легко. «Жертва» — тот, кто считает себя «обиженным». Инициатором созависимых отношений является именно она. Это ключевая фигура! Она же определяет «тирана». Если «жертва» получает помощь «спасателя» — треугольник состоялся. Далее проявляется деструктивность такой «игры». «Жертва» начинает сочувствовать «тирану» и тогда спасатель «спасатель» подвергается агрессии. Очень часто созависимые манипулируют на чувстве вины. Жертва играет свою роль только тогда, когда ей выгодно. Быть жертвой «по настоящему» не входит в задачи созависимого. В случае созависимости, поведение родителей является триггером, включающим зависимое поведение. Здесь, как никогда, подходит принцип – «спасение утопающих – дело рук самих утопающих»! Первая реакция родителей – шок и агрессия, даже по отношению к тому, кто принес «дурную весть». Поэтому такую информацию стоит доносить очень и очень тактично. Затем следует самобичевание. Обвинение всех и вся! Они могут быть не совсем адекватны в этот момент (от «сумбурной деятельности» до «полной отстраненности»). Необходимо время, чтобы принять и смириться с фактом. Далее они начинают искать способы решения проблемы. Самым разумным будет – стать другом ребенку и помошником специалисту.
|