Понедельник, 13.07.2020, 08:24

Кудряшов И.Л. психолог онлайн

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 221

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

ТВОРЕЦ И РОБОТ
13.03.2011, 17:59
A comment on certain points where cybernetics impinges on religion…. The M.I.T. PRESS Massachusetts Institute Of Technology Cambridge, Massachusetts
 
Норберт Винер Сэндвич Нью-Гэмпшир.
 
В ЭТОЙ КНИГЕ я намереваюсь обсудить не всю проблему отношения религии и науки, а лишь определенные вопросы, свя­занные с той областью знания, которая пред­ставляет для меня наибольший интерес, — с наукой об управлении и связи. Мне кажется, что вопросы эти располагаются вблизи того рубежа, где наука сталкивается с религией. Я хотел бы при этом избежать логических па­радоксов, которые являются следствием край­них (хотя и привычных) претензий религии на истолкование абсолютов.
 
Если мы будем рас­сматривать познание только с позиций Всеве­дения, власть - только с позиций Всемогуще­ства, а культ - только с позиций Единобожия, то мы запутаемся в метафизических хитро­сплетениях еще до того, как приступим к дей­ствительному исследованию отношений между религией и наукой. Тем не менее существует много положе­ний, касающихся знания, власти и культа, ко­торые приходят в столкновение с последними данными науки. Мы могли бы свободно обсу­дить эти положения, не обращаясь к упомяну­тым абсолютным понятиям, окутанным столь сложными эмоциями и таким пиететом, что нет никакой возможности к ним подступиться, не возбуждая страстей.
 
Но знание, власть, культ - это определенные факты действитель­ности, и факты эти доступны человеческому исследованию совершенно независимо от при­нятой теологии. Как реальные факты, эти явле­ния поддаются изучению, при котором мы мо­жем воспользоваться нашими сведениями о знании, власти и культе из других областей, более доступных для методов естественных наук. И нам незачем требовать от изучающе­го, чтобы он сразу же полностью воспринял точку зрения "cгеdo quia incredible est" ¹ Можно сказать, что, выбирая свой отправ­ной пункт вне сферы религии, я сразу же ли­шаю себя возможности обсуждать отношения между религией и наукой, хотя это и подра­зумевается общим замыслом настоящего очерка. Поэтому лучше с самого начала точно определить свою тему, указать рамки, из которых я не намерен выходить, и отмеже­ваться от намерений, чуждых той специфиче­ской задаче, которую я поставил перед собой. Я уже говорил, что в течение ряда лет рабо­тал над проблемами связи и управления в машинах и живых организмах, над новыми инженерными и физиологическими методами, связанными с этими идеями, и над изучением последствий этих методов для дел человече­ских.
 
Знание тесно переплетается со связью, власть - с управлением, а оценка человече­ских дел - с этикой и со всей нормативной стороной религии. Поэтому, изучая заново отношения между наукой и религией, уместно пересмотреть наше представление об этих предметах в свете последних достижений тео­рии и практики. Возможно, что это еще не будет изучением самой науки и ее отношения к религии в собственном смысле, однако, вне всякого сомнения, это послужит необходимым введением к такому изучению. Если мы хотим получить что-либо от подобного исследования, мы должны освободиться от наслоившихся предрассудков, которыми мы как будто защищаем свое благоговение перед святыми и великими вещами, а на деле обыкновенно стремимся избавиться от чувства неполноценности, которое испытываем, встречаясь с неприятной действительностью и опасными сопоставлениями. Если этот наш очерк должен что-то значить, то он должен быть реальным анализом реальных проблем. Дух, в котором его надлежит провести, - это дух операционной, а не ритуального плача над усопшим. Щепетильность здесь неуместна, ибо она граничила бы с кощунством. Мы уподобились бы модным медикам прошлого века, которые у постели больного прятали хирургические иглы под шелковыми лацканами своих черных сюртуков.
 
Каково бы ни было содержание религии в ней часто заключено нечто, напоминающее запертую гостиную фермерского дома Новой Англии, с опущенными шторами, восковыми цветами под стеклянным колпаком над камином, позолоченными камышами, обрамляющими незаконченный портрет дедушки на мольберте, и фисгармонией из черного дерева, на которой играют лишь на свадьбах и похоронах. Или иначе, мы находим здесь некий моральный эквивалент неаполитанского катафалка - той великолепной чёрной кареты с зеркальными стеклами, с конями под чер­ными султанами, которая как бы переносит достоинство почившего в потусторонний мир или, во всяком случае, вселяет надежду сохра­нить его. Мы должны резко отделять рассмот­рение столь серьезного предмета, как рели­гия, от любого анализа духовных ценностей меньшей значимости, чем сама религия. Я говорил уже о наслоившихся предрассуд­ках, препятствующих обсуждению проблем той важной переходной области, где наука сталкивается с религией: мы-де не можем ставить в своих рассуждениях Бога и Человека на одну доску — это кощунство. Подобно Декарту, мы должны блюсти достоинство Чело­века, основываясь в своих рассуждениях на точке зрения, совершенно отличной от той, с которой мы оцениваем низших животных. Теория эволюции и происхождения видов - это осквернение человеческих достоинств, и, как уже обнаружили ранние сторонники Дарвина, в мире, с подозрением относящемся к науке, ученому крайне опасно поддерживать подобные идеи. Более того - даже в мире науки опасно выступать против установленной табели о рангах.
 
Скачать книгу можно здесь: http://depositfiles.com/files/nfmz7yz49
 
Категория: Мои файлы | Добавил: iwar69 | Теги: Бог, винер, норберт, творец, религия, управление
Просмотров: 688 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]