Понедельник, 13.07.2020, 07:49

Кудряшов И.Л. психолог онлайн

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 221

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

ПРИРОДА И РАЗУМ – НЕОБХОДИМОЕ ЕДИНСТВО
07.03.2011, 17:06
Грегори Бейтсон
ПРИРОДА И РАЗУМ* – НЕОБХОДИМОЕ ЕДИНСТВО * В подлиннике используется слово «mind», означающее «ум», «разум», «умственные способности», «интеллект». – Прим. перев.

I. ВВЕДЕНИЕ[1]
 Плотин Платоник доказывает при помощи цветов и листьев, что от Всевышнего Господа, чья красота невидима и невыразима, на земные предметы снисходит Промысел Божий. Он указывает, что эти хрупкие и смертные предметы нашего мира не могли бы быть наделены красотой столь безупречной и совершенной, если бы они не исходили от Божества, бесконечно наполняющего своей невидимой и неизменной красотой все сущее. ––Святой Августин, Град Божий [1] Значительная часть этой главы представляет собой лекцию, прочитанную автором 17-го ноября 1977 года в Соборе Святого Иоанна в Нью-Йорке.
 
В июне 1977 года у меня, как я полагал, было начало двух книг. Одну я назвал Идея эволюции, вторую – Каждый школьник знает.[1] В первой из них я собирался пересмотреть теории биологической эволюции в свете кибернетики и теории информации. Но принявшись за эту книгу я почувствовал трудность, поскольку читатель, которого я имел в виду, вряд ли понял бы формальные и, следовательно, простые предпосылки сказанного. Я с потрясающей ясностью осознал, что школьное образование – и в Соединенных Штатах, и в Англии и, как я полагаю, во всех западных странах – так старательно обходит все самые фундаментальные вопросы, что мне пришлось бы написать вторую книгу, разъясняющую, как мне казалось, элементарные идеи, относящиеся к эволюции и вообще почти ко всем биологическим и социальным явлениям – даже к повседневной жизни, вплоть до утреннего завтрака. Официальное образование почти ничего не говорит о природе всего, что мы встречаем на берегу моря и в лесу мамонтовых деревьев**, в пустыне и в степи. Даже взрослые люди, сами имеющие детей, не могут вразумительно объяснить, что такое энтропия, таинство, синтаксис, число, количество, паттерн, линейная зависимость, имя, класс, значимость, энергия, избыточность, сила, вероятность, части, целое, информация, тавтология, гомология, масса, месса, объяснение, описание, правило размерностей, логический тип, метафора, топология, и т.д. Что такое бабочка? Что такое морская звезда? Что такое красота и уродство? [1] Одна из любимых фраз лорда Маколея. Ему приписывают изречение: «Каждый школьник знает, кто взял в плен Монтесуму, и кто задушил Атагуальпу».
** Англ. Redwood, хвойное дерево высотой в 80 – 100 метров, характерное для западного побережья Соединенных Штатов; символ штата Калифорния. − Прим. перев.

Я подумал, что книгу с изложением некоторых из этих весьма элементарных идей можно было бы озаглавить, несколько иронически, «Каждый школьник знает». Но когда я сидел в Линдисфарне, работая над этими двумя рукописями и добавляя по куску то к одной из них, то к другой, обе они постепенно начали объединяться в нечто целостное, и в результате этого объединения возникла точка зрения, которую, вероятно, можно назвать платонической[1]. Мне казалось, что в «Школьнике» я излагал весьма элементарные идеи об эпистемологии (см. Словарь), то есть о том, как мы можем что-либо знать. Под словом мы я, конечно, понимал нечто очень общее, включающее морскую звезду и лес мамонтовых деревьев, делящееся яйцо и Сенат Соединенных Штатов. ??А что-либо включало для меня все, что каким-либо образом знает каждое из этих существ, например, «как стать пятикратно симметричным», «как выжить в условиях лесного пожара», «как расти, сохраняя свою форму», «как учиться», «как писать конституцию», «как изобрести и водить автомобиль», «как считать до семи», и т.д. Это удивительные существа; то, что они знают и умеют, кажется чуть ли не волшебством! А главное, я включил в этот список «как эволюционировать», поскольку предполагал, что эволюция и обучение должны подчиняться одним и тем же формальным закономерностям − так называемым законам. Как видите, я начал применять идеи «Школьника», чтобы постараться понять природу не только нашего собственного знания, а знания в более широком смысле, объединяющего в единое целое морских звезд, анемоны, леса мамонтовых деревьев и человеческие комитеты. ??Мои две отдельные рукописи начали превращаться в единую книгу, поскольку существует единое знание, объединяющее эволюцию и человеческие сообщества, хотя столь умным существам, как мы с вами, могут показаться глупыми какие-то комитеты и нации. [1] Самое знаменитое открытие Платона относилось к «реальности» идей. Обычно мы считаем, что обеденная тарелка «реальна», а ее круглость – это «всего лишь идея». Но Платон заметил, что во-первых, тарелка на самом деле не совсем круглая, а во-вторых, что в мире существует огромное число объектов, которые походят на круглые, приближаются или стремятся к «круглости». Поэтому он заключил, что «круглая форма» идеальна (прилагательное от слова идея), и что все формы и самая структура мира в действительности объясняются этими его идеальными составляющими. Для него, как и для Уильяма Блейка и многих других, этот «Телесный мир», который наши газеты считают «реальным», был чем-то вроде побочного продукта действительно реального мира, а именно – мира форм и идей. Вначале была идея.

Я вышел за пределы той области, которая, как иногда думают, ограничивается человеческим телом. Иначе говоря, в ходе работы над книгой я начал представлять себе разум, как отражение обширных и многочисленных сторон мира, лежащих вне мыслящего субъекта. Но в целом, как я увидел, природа вовсе не отражает самые грубые, простые, животные и примитивные свойства человеческого вида. Напротив, природа отражается в самых сложных, эстетически совершенных, изощренных и изящных свойствах человека. Там, в «природе», за оборотной стороной зеркала я нашел не собственную жадность и целенаправленность, не так называемые «животные инстинкты». Напротив, я увидел там корни человеческой симметрии, красоты и уродства, эстетики, самóй жизненности человека, и в какой-то степени – даже мудрости. Человеческая мудрость, красота тела и даже стремление изготовлять прекрасные вещи точно так же «животны», как и жестокость. В конце концов, само слово «животное» означает «наделенное душой или духом (animus)».* С этой точки зрения, на вопрос Экклезиаста «Господи, что есть человек?» вряд ли можно ответить теориями, исходящими из самой анималистской и неадекватной психологии.@@ Я никогда не мог принять начала книги Бытия: «Вначале земля была бесформенна и пуста». Эта исходная tabula rasa поставила бы перед термодинамикой труднейшую задачу на ближайший миллиард лет. Может быть, земля никогда не была tabula rasa, как не является ею человеческая зигота – оплодотворенное яйцо. * Английское слово animal (животное) происходит от латинского animus, означающего «душа», «дух». – Прим. перев.

Скопировать книгу можно здесь: http://depositfiles.com/files/1tlxlfkmy


 
Категория: Мои файлы | Добавил: iwar69 | Теги: психотерапия, бейтсон, разум, грегори
Просмотров: 574 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]